5 версий происхождения слова «Москва».
Стопроцентно точное происхождение и смысл названия российской столицы неизвестны до сих пор. Ясно одно: город был назван в честь реки (а не наоборот). Но что же означает слово «Москва» и откуда оно произошло Ниже - самые популярные версии.
1. Одна из версий предполагает родство слова «москва» и славянского слова «промозглый», то есть, «холодный», «сырой». То есть, слово «москва» обозначает низменность, сырое место.
2. Согласно другой популярной гипотезе, слово «москва» происходит из финно-угорских языков. Слог -ва означает «вода», «река» или «мокрый», то есть, так же, как и в названиях многих других рек. Моск- можно объяснить из языка коми, где оно означает «корова», либо финским корнем musta - «черный, темный».
3. К финно-угорской также относится гипотеза С. К. Кузнецова, увязывающая «Москву» с западно-марийскими словами «Маск?», которое означает «медведь», и «Ав?», которое означает «мать».
4. Источником названия Москва могли быть также и балтийские формы. Корень *mask-/*mazg- мог быть связан, во-первых, с топью, грязью (нечто жидкое, мокрое, топкое, слякотное, вязкое). В пределах древней Москвы такой повод могли дать два места - пространство по низменным берегам Неглинки и особенно пространство напротив Кремля, за Москвой-рекой, заливавшееся по весне водой, которая не просыхала до середины лета. Во-вторых, тот же корень мог пониматься и как обозначение извилистой реки (ср. лит. mazgas «узел», лит. mazg?ti «мыть, обмывать» и т.д.). Только в пределах города р. Москва делает 11 больших петель (не менее извилиста р. Москва в своих верховьях, около Можайска, и в среднем течении, около Звенигорода).
5. Для тех, кто не слишком заинтересован в традиционном лингвистическом анализе слов, существует легенда о библейском происхождении названия города, согласно которой название одноимённой реки происходит от имени библейского Мосоха, внука Ноя и сына Афета, и его жены Квы - по библейской легенде потомками Мосоха были заселены земли от Вислы до самого Белого озера. Связана эта легенда с известной средневековой теорией монаха Филофея «Москва - Третий Рим»: «Той ибо Мосох по потопе лета 131, шедши от Вавилона с племенем своим, абие во Азии и Европе, над берегами Понтскаго или Черного моря, народи Мосховитов от своего имене и осади: и оттуда умножашуся народу, поступая день от дне в полунощныя страны за Черное море, над Доном и Волгою рекою… И тако от Мосоха праотца Славенороссийского, по последию его, не токмо Москва народ великий, но и вся Русь или Россия вышенареченная призыде…».