Сегодня игре Doom исполняется 20 лет
Сегодня очень важный день для поклонников видеоигр. Ведь именно 10 декабря 1993 года, ровно 20 лет назад, в продажу поступила любимая многими игра Doom. Да, тот самый Doom, который отнимал у нас столько часов рабочего времени, которое можно было бы провести с куда большей пользой. Но как можно было оторваться от самой продвинутой на тот момент игры про космического пехотинца, который сражался с марсианскими демонами? Давайте отмотаем время назад и окунёмся в историю создания этой невероятной игры.
В 1992 году, после оглушительного успеха Wolfenstein 3D, основной состав студии id Software в ускоренном режиме разрабатывал приквел этой игры под названием Spear of Destiny, а Джон Кармак в это время занимался личными исследованиями в области графики для создания нового игрового движка. Кармак добровольно решил изолировать себя от остальных сотрудников своей студии, чтобы его никто не мог отвлечь от важной работы.
Одним из его экспериментов того времени стал графический 3D-движок ShadowCaster, на котором позднее студия Raven Software выпустила одноимённую игру. ShadowCaster в отличие от движка Catacomb 3-D, на котором основывался Wolfenstein 3D, обладал несомненными преимуществами. Он умел работать с освещением, отрисовывать полы и потолки, а также с его помощью стало возможно создавать игровые уровни различной высоты с лестницами, лифтами, подъёмами и спусками (в Wolfenstein 3D уровни были совершенно горизонтальными).
Взяв ShadowCaster за основу, Джон Кармак разработал ещё один графический движок, который впитал в себя все новые технологии предыдущего, но ещё добавил в игру секторную систему карт, в которых стены наконец-то перестали стыковаться исключительно под углом 90 градусов.
Разработка игры Doom началась в сентябре 1992 года, сразу после выпуска Spear of Destiny. Изначально игра задумывалась как игровое воплощение фильма Джеймса Кэмерона «Чужие» (1986). Разработчики планировали приобрести лицензию у киностудии 20th Century Fox, ведь практически каждый сотрудник id Software буквально фанател от этого фильма. В итоге от этой идеи решено было отказаться, чтобы получить большую творческую свободу над своей игрой. Переговоры с киностудией были прекращены.
Именно в тот момент Джон Кармак предложил в качестве сюжетной завязки использовать тему: демоны против технологий. Он хотел скрестить атмосферу двух любимых фильмов команды id Software — научно-фантастический антураж «Чужих» и чёрный юмор ужастика «Зловещие мертвецы 2». В какой-то мере на создание игры повлияли и другие известные фильмы того времени, например «Нечто» Джона Карпентера.
Тема технологического хоррора пришлась по душе не всем разработчикам. К примеру, креативный директор студии Том Холл в то время мечтал продолжить серию мультяшных игр Commander Keen и его очень долго уговаривали помочь остальным в разработке Doom. В итоге он всё-таки принял участие в разработке и полностью нарисовал дизайн-документ, который все в шутку прозвали «Библия Doom». Холл не хотел создавать очередной безликий шутер, как было модно в те годы, поэтому он придумал полноценный сценарий для новой игры id Software.
Действие Doom изначально должно было разворачиваться на планете Тей Тенга, на которой расположились две исследовательские базы организации UAAF (United Aerospace Armed Forces — Объединённые Военные Аэрокосмические Силы). А в качестве главных героев должны были выступить сразу четверо персонажей с разными способностями и особенностями характера: Лореляй Чен, Джон «Петро» Петрович, Дмитрий Парамо и Ти Баррет (некоторые из этих имён позднее всплыли в игре Rise of the Triad студии 3D Realms, куда Том Холл ушёл из id Software). Пятый персонаж игры Бадди Дакот был захвачен демонами, вырвавшимися из недр ада, но он каким-то образом выходит на связь с остальными членами своей команды и при помощи радио даёт им подсказки, и ведёт их в правильном направлении. Игра должна была состоять из шести эпизодов, в ходе которых игроку пришлось бы побывать в аду и вернуться обратно в нашу реальность, после чего взорвать планету Тей Тенга и сесть за это в тюрьму.
Джон Кармак не одобрил тщательно проработанный сценарий Тома Холла. Он хотел создать простую экшен-ориентированную игру и относился к идеям коллеги следующим образом:
«Сюжет в игре – это как сюжет в порнофильме. Вроде он должен быть, но его наличие не так уж и важно».
Этот креативный конфликт двух сооснователей студии, а также тот факт, что стремление Холла к реализму уже влетело разработчикам в копеечку, привели к тому, что в августе 1993 года Том Холл покинул id Software. «Библия Doom» была положена на полку. Тем не менее некоторые его идеи всё же были взяты на вооружение. Например, планета Тей Тенга превратилась в Марс, а также его спутники Фобос и Демос. Также Кармак решил оставить и военно-исследовательские базы, где разворачивалось основное действие игры. Он даже решил оставить сюжетный момент с путешествием в ад и обратно. Зато главным героем игры решено было сделать безымянного морского пехотинца. Некоторые предметы и монстры из наработок Тома Холла также появились в игре с применением небольших модификаций.
Doom разрабатывали на рабочих станциях производства компании Стива Джобса NeXT под управлением операционной системы NEXTSTEP. Движок игры был целиком написан на языке С, а инструменты редактирования были написаны на Objective-C. Большую часть движка игры разработал лично Джон Кармак. Джон Ромеро отвечал за часть кода, которая позволяла записывать и загружать игру, он также занимался интерактивными моментами игры, например открытием и закрытием дверей, морганием лампочек и подъёмами по лестницам. Дэйв Тэйлор создал статус-бар, интегрировал в игру звуковую библиотеку, автоматическую карту уровня, переходы между уровнями, систему читов и сетевой чат.
За графику игры отвечали Эдриен Кармак (нет, он не родственник Джона Кармака) и Кевин Клауд. Большая часть внутриигровых спрайтов («спрайт» — 2D-изображение персонажа, монстра или любого другого объекта в игре) была нарисована от руки. Но главный герой игры, Кибердемон, босс Паук и некоторые другие были сначала вылеплены из пластилина, латекса и других материалов, после этого сфотографированы под разными углами, отретушированы и лишь после этого перенесены в игру. Некоторое внутриигровое оружие было создано на основе фотографий детских игрушек – так в игру попали дробовик, пистолет и бензопила. Кстати, руки персонажа, которыми он держат оружие на игровом экране, принадлежат художнику Кевину Клауду. Кевин вообще максимально выкладывался во время разработки Doom. Даже кровавую текстуру для уровня «Ад» он создал из фотографии своей разбитой коленки.
Выход игры Doom ждали очень многие поклонники студии. В Сеть каким-то непонятным образом ещё до релиза утекла ранняя альфа-версия билда игры, а это лишь подогрело интерес общественности к проекту. Факт утечки был не так страшен для разработчиков, так как они всё равно планировали распространять её по модели shareware, когда вам предоставляют игру, и если она вам понравится – вы можете за неё заплатить. Несмотря на то, что большая часть скачавших Doom игроков не заплатили id Software ни копейки, примерно 1 миллион копий всё же был продан. Эта популярность в итоге помогла последующим релизам студии, которые, разумеется, уже были не бесплатными. В 1995 году, спустя два года после выхода оригинальной игры, на полках магазинов появился The Ultimate Doom, включающий в себя новый игровой эпизод, а также множественные исправления и доработки. Это был первый Doom, который игрокам предлагали купить за деньги.
По статистике игра Doom в те годы была установлена на большем числе персональных компьютеров, чем операционная система Windows 95. Благодаря безумной популярности игры, руководитель Microsoft Билл Гейтс в какой-то момент всерьёз намеревался приобрести студию id Software, портировать Doom под Windows и тем самым провозгласить свою операционную систему игровой платформой. Но в итоге просто был оплачен порт Doom для Windows 95, и Гейтс даже снялся в рекламном ролике игры. Кстати, один из уровней игры был включён в качестве «пасхального яйца» в приложение Microsoft Excel 95.
Несмотря на то, что Doom стал культовой во всех отношениях игрой для целого поколения геймеров, всегда находились люди, которым этот расклад был не по душе. Прежде всего игру ругали за пропаганду насилия. Если школьники расстреляли кого-то в американской школе из пистолета-пулемёта, значит, во всём этом всенепременно виноваты видеоигры, ведь они играли в Doom по вечерам. Секретная служба и министерство образования США даже провели специальное расследование, проанализировав многочисленные инциденты школьной жестокости, но не смогли выявить связь между этими вспышками агрессии и видеоиграми. Ещё игру постоянно обвиняли в сатанизме, ведь речь в ней шла о борьбе с демонами, а повсюду игроку встречалась соответствующая атрибутика и символы. Даже случайно попавший в игру символ свастики вызвал негативную реакцию, а для того, чтобы игру можно было выпустить в Германии, от этой текстуры пришлось избавиться.
Сегодня про игру Doom знают если не все, то очень многие. Игра студии id Software стала своеобразной революцией в жанре шутеров от первого лица и именно на Doom равнялись все последующие игры этой тематики. По мотивам игры рисовались комиксы, сочинялись песни, придумывались анекдоты и даже был снят полнометражный голливудский фильм, который, правда, не снискал особого успеха. Игра Doom ввела понятие Deathmatch, когда игроку для победы в онлайне необходимо уничтожить всех своих противников. Другими словами, Doom имеет огромную культурную ценность для истории и до сих пор оказывает большое влияние на всю игровую индустрию. Давайте же от всего сердца поздравим замечательную игру и её создателей с юбилеем.