Краткая история почты. Часть вторая: интересное в мире почты
Часть 1:
В самой крупной почтовой системе, которой считается американская, работает 617 000 человек, который отвечают за ежегодную доставку свыше 200 миллиардов писем по 146 миллионам адресов. Это большие цифры для большой организации с длинной историей. Для России эти показатели немного ниже: в 2011 году в «Почте России» работало 312 000 человек. Где были бы эти страны без своих почтовых служб? Может показаться, что с Интернетом, электронной почтой и распространением частных служб доставки, мы вполне могли бы справиться и без местной почты. Безусловно, почты ведущих стран мира ощущают влияние новых технологий и подъема электроники, но при этом объем обработанной почты растет с каждым годом.
Почтовая служба США (USPS) считается крупнейшим работодателем во всем мире: благодаря ей, работу имеют 870 тысяч человек. При этом, американская почтовая служба обрабатывает 46% всей имеющейся в мире почты. «Почта России» несколько лет назад подбивала следующую статистику: за 2012 год в мире через интернет-каналы было продано товаров и услуг на сумму свыше 37 млрд евро; из 660 000 отделений почтовой связи в мире, 42 000 расположено в России; 5 миллионов писем — столько их проходит в среднем через почты всего мира за одну минуту. 250 автоматизированных сортировочных почтовых центров расположены в США, 100 в Германии и 2 в России. Безусловно, с последней реструктуризацией и выходом прибыли «Почты России» в плюс, технологическая составляющая нашей национальной почты должна улучшиться, но пока лидером остается США.
Почта: как это работает?
Изначально перевозчики транспортировали корреспонденцию пешком и на лошадях, постепенно пересаживаясь на дилижансы, поезда, автомобили, грузовики и, в конечном итоге, на самолеты. Развитие почты оказало важное влияние на развитие дорожной системы практически любой страны. Интересные способы доставки почты включали (а иногда включают до сих пор) мулов, управляемые ракеты (да-да), мотоциклы, собак и почтовых голубей.
По мере бурного развития ракетостроения, рождались также проекты по использованию ракет для оперативной доставки посылок и корреспонденции. В 1930-х годах такие программы получили развитие в Германии, Великобритании и даже Индии. В 1959 году была успешно запущена ракета американской почтовой службы, ядерную боеголовку которой заменили почтовым контейнером. В 1990-х годах уже и российские военные несколько раз «запускали» почту с подлодок. Впрочем, маловероятно, что ракетная почта получит активное распространение. Хотя… об этом мы еще поговорим.
Не менее интересным, элегантным и олдскульным явлением была пневматическая почта середины 19 века, появившаяся в некоторых крупных городах Европы и Америки. Почтовые станции соединялись подземными трубами, через которые с помощью сжатого или разреженного воздуха отправлялись капсулы с письмами. Впрочем, с развитием новых технологий такие пневмопочты постепенно закрывались. Последняя такая система функционировала в Праге до наводнения 2002 года. И все же, ее пытаются восстановить.
Почтовые голуби уже не доставляют письма, но успешно используются для других заданий. В некоторых провинциальных районах Англии и Франции голубей используют для доставки проб крови в больницы. Торговцы наркотиками отправляют с голубями героин из Афганистана в Пакистан.
Гонцы, доставлявшие почту исстари, зашивали ее под подкладку шапки или шляпы, если бумаги были очень важными «делами», чтобы скрыть факт переноса корреспонденции от грабителей. Отсюда, кстати, и появилось выражение «дело в шляпе».
Как в Америке, так и в России, почта представляет собой национальную государственную компанию. Американская почта не поддерживается налоговыми долларами, а работает как бизнес, в 2006 году оборот которого составил 72,8 миллиарда долларов. В России, несмотря на вливание денег из госбюджета и солидный, на первый взгляд, оборот в 120 миллиардов рублей (2011 год), в 2008 году предприятие находилось «в крайне тяжелом финансовом положении», по словам гендиректора Андрея Казьмина. С вступлением в должность Дмитрия Страшнова в 2013 году, дела национальной почты стали налаживаться, однако, проблемы в виде многочисленных потерянных посылок и медленной доставки по-прежнему остаются.
На данный момент «Почта России» занимает 97% рынка доставки письменной корреспонденции, 96% рынка доставки посылок, 69% рынка подписки и доставки периодической печати, 49,5% рынка доставки пенсий, 45% рынка денежных переводов по России и предоставляет другие услуги.
Учитывая всю эту грандиозную сеть и инфраструктуру, что происходит, когда вы кладете письмо в почтовый ящик?
Итак, вы правильно заполнили свое письмо, снабженное соответствующей маркой, и бросили его в ящик на почте (или где-нибудь еще). Впрочем, конверт не всегда обязательно бросать в общественный ящик: на одном из островов тихоокеанского государства Вануату в 50 метрах от берега находится подводная почтовая станция. С помощью специального непромокаемого конверта, дайверы могут опустить письмо в подводный ящик или отдать дежурном почтальону-дайверу. Такие подводные ящики также имеются в Японии, Малайзии, на Багамах и других курортах.
На любой почтовой марке должно стоять название выпустившей ее страны латинскими буквами. Если такого названия на марке вы не нашли — поздравляем, это британская марка. Великобритания освобождена от такой обязанности как первая в истории страна, включившая марки в обиход.
Почтовый перевозчик достает письма вместе с вашим из ящиком и отвозит в почтовое отделение. Там вся почта грузится на машину и отправляются на завод по обработке почты или другое соответствующее учреждение.
На заводе машины или люди (у нас люди, в США уже машины) сортируют письма по формам и размерам. Также они переворачивают конверты так, чтобы их адреса были направлены в одном направлении. Машина ставит печатные линии поверх почтовых марок, чтобы их не смогли использовать повторно.
В США, на тыльной стороне каждого письма также отпечатывается уникальный флуоресцентный штрих-код. Оптический сканер считывает адрес, а затем штрих-код, представляющий конкретный адрес, наносится на конверт. Если сканер не может считать адрес, письмо сортируется вручную.
Другие обрабатывающие машины считывают эти штрих-коды и отправляют письма в корзины в зависимости от ZIP-кодов — аналогичных нашим индексам — по которым в дальнейшем письма направляются в следующие регионы. Почтовое деление России следует административному делению страны. Введенная в 1971 году система шестизначных почтовых индексов была унаследована от СССР и осталась практически неизменной. Первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации. Следующие три — номеру почтового отделения в нём.
На последнем заводе обработки корреспонденции, сортировочные машины считывают штрих-коды и сортируют письма по порядку отправки и загрузки в почтовый транспорт. Далее развозятся по отдельным почтовым отделениям и получают личных почтальонов.
В целях повышения скорости обработки и доставки корреспонденции, рекомендуется правильно заполнять адреса. Ваше письмо не будет выброшено, если вы заполните конверт вкривь и вкось, отправив его «на деревню дедушке», но это может существенно затруднить доставку.
Писатель Виктор Гюго последние годы жизни провел в особняке на парижской цлице, которую еще при жизни назвали авеню Виктора Гюго. В обратном адреса на письмах Гюго просто писал: «Месье Виктору Гюго на его авеню в Париже».
Забавно устроена навигация и почтовая переписка в Коста-Рике. Там она ведется по описаниям вроде «на деревню дедушке»: «150 метров на запад от Макдональдса», «200 метов по левую сторону от церкви, красный дом с черными решетками». Особенно трудно ориентироваться туристам — им приходится полагаться на местные легенды, вроде «перед бывшим американским посольством». Правительство Коста-Рики запустило программу по именованию улиц, но привыкать к новым названиям местным жителям придется долго.
При всей неподъемности, казалось бы, создания такой структуры как национальная почта, в мире развиваются и вполне успешно частные почтовые и грузовые компании. В России они получили развитие с 1996 года, когда Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги. Так коммерческие почтовые компании возникли и в России — и тут же занялись курьерской доставкой почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылкой посылок, распространением периодической печати. И очень хорошо, учитывая порой не самые надежные условия доставки «Почты России».
Что касается мировых компаний, ежегодно отгружающих огромное количество посылок, некоторые из них уже можно назвать автономной и всемирной почтовой службой. Грузовая компания FedEx Express располагает самым большим парком грузовых самолетов в мире — на сегодняшний день их более 650. На случай возникновения сверхнормативных задач по транспортировке, FedEx постоянно держит в воздухе несколько пустых самолетов — на всякий случай.
Предлагаем пройти небольшой опрос на тему, раскрытую в статье. Это весело и быстро.
—
Специальный проект «История почты» подготовлен при поддержке компании