Какой будет почта будущего?
Часть 1:
Часть 2: Интересное в мире почты
Как и любая система, связывающая людей между собой, почта переживает эволюцию. Не последнее место в этой эволюции занимает автоматизация. Так уж сложились звезды, но мы здесь пишем про высокие технологии, и пройти мимо такой интересной темы, как передача информации, посылок и конвертов в будущем, мы просто не могли. История уже знает много футуристических подходов к почтовым процессам (вспомним изящную, но изжившую себя идею пневмопочты), а значит, в будущем их будет только больше.
Каковы первые ассоциации, возникающие у вас при слове «почта»? Нерасторопные работники почты, почтальон, который не может попасть в подъезд, разбитые почтовые ящики в вашем доме, бланки и бандероли, плотные конверты, преодолевшие сотни километров… Почему-то я вижу беспилотники Amazon, опускающие посылку прямо на порог дома; 3D-принтеры, распечатывающие «посылку» из магазина; электронную почту нового поколения. В чем разница между нами? Я оптимист.
Проблемы почты
Для системы с длинной историей у почты слишком много проблем. Причем, накапливаются они вместе с увеличением спроса на почтовые услуги (а в прошлой статье мы говорили о том, что несмотря на развитие Интернета, оборот почтовых посылок, переводов и отправлений растет ежегодно). Увеличение объемов электронной корреспонденции и спама, загруженность дорожного трафика, рост числа интернет-магазинов и отсутствие роста вменяемых служб доставки. Есть и хорошие новости. Эволюция системы подразумевает рост общей полезности и снижение количества недостатков. И этот процесс вместе с решением проблем уже начался.
post.jpeg
Давайте на минуту представим, что почта продолжит развиваться в том направлении, в котором развивается сейчас. Давайте представим будущее нашей почты, каким оно будет?
Электронная почта и переписка
Думаю, говорить о том, что email умирает, глупо. Электронная почта будет существовать еще очень и очень долго. Но это не значит, что она не изменится с точки зрения формы или использования. Совсем наоборот: именно способность эволюционировать оставляет электронную почту соответствующей нашему образу жизни и постоянно растущему Интернету. Логично предположить, что эта эволюция продолжится. В ближайшем будущем электропочта станет:
- Легче (переход от писем к сообщениям)
- Умнее (при поддержке ИИ)
- Связанней (платформенного типа)
- Многопользовательской
Легче. Формализм электронной почты медленно умрет. Если кто-то отправляет 50 или больше писем ежедневно, было бы неплохо облегчить ему жизнь, сэкономив время на подбор хорошего заголовка для поля «тема письма». Сообщения станут короче (обычное письмо 2020 года будет похоже на грубейшее письмо 2000 года), будут включать больше смайликов (типа Emoji) и, возможно, больше гифок (так, что профессиональное письмо 2020 года будет похоже на типичное письмо 2000 года). Системы мгновенного обмена сообщениями все же будут набирать популярность, пока не вытеснят или не впишутся в привычную нам электронную почту.
Связанней. Дополнительная связь будет работать в обе стороны. Добавление данных к вашему письму и вообще в ваш почтовый клиент будет проще. Идея контекстуального почтового ящика пока не раскрыта. И наоборот, достать данные из электронного письма и сделать их доступными для сторонних лиц может быть трудно сегодня. Хотя почта тихонько добавляет события в ваш календарь, синхронизирует почтовые адреса со списком контактов, добавляет задачи в список дел, email в целом требует лучшей интеграции.
Умнее. Множество людей и денег было инвестировано в попытку решить проблему спама на электронную почту, и вполне успешно: сейчас борьба со спамом представляет собой, наверное, лучший пример использования искусственного интеллекта. Следующим шагом после контекстуализации (платформы электронной почте, о которой мы говорили выше), будет почта с поддержкой ИИ. Google в рядах первых разработает виртуального ассистента, который не только будет обучаться из вашего поведения, но и сформирует коллективное поведение миллионов других пользователей электропочты. Автоматически помеченные сообщения, выборочные уведомления, добавление в календарь, запрос ответа, «напомнить через неделю» и так далее, все это станет привычным делом.
Больше людей. Протокол электронной почты был достаточно гибким, чтобы дожить до сегодняшнего дня, но его слабость ставит под вопрос его дальнейшее выживание. К примеру, любая переписка на троих очень быстро превращается в кошмар. Цитаты переписок накапливаются и тянут на дно лучшие клиенты. По сути, многие функции представляют собой копии функций оффлайновой эпохи: в цифровом виде они ужасны и ошибочны. То, что Google Docs сделал с Word-документами, кто-то еще должен сделать с электронной почтой.
Посылки и автоматизация
Так выглядела пневмопочта
Доставка товаров на дом становится все более актуальной. И есть две технологии, которые могут полностью перевернуть эту систему в лучшую сторону: 3D-принтеры и беспилотные дроны. Не так давно мы исследовали возможность развития децентрализованной системы производства персонализированных продуктов на небольших «авторских» заводиках с применением технологий 3D-печати. Вкратце это работает так: допустим, вы захотели себе понравившийся пластиковый чехол для смартфона. Вместо того, чтобы заказывать его из Китая или ходить по местным магазинам аксессуаров, вы отправляете заказ на местную фабрику персонализированного производства. В пределах вашего города нужный вам кейс, нужного цвета (а если это одежда, то и нужных еще размеров), распечатывается на 3D-принтере, полируется, упаковывается и отправляется вам практически в день заказа. Проще чем пиццу заказать. Учтите, что выбор материалов, ныне ограниченный, увеличивается с каждым годом.
Но кто будет доставлять вам этот кейс? Если каждый житель города будет заказывать товар хотя бы раз в год, то для среднего городка таких заказов насобирается под миллион в год. На деле это выльется в перегруженность почтовой сети и необходимость подключения гигантского числа курьеров. К счастью, ведущие мировые сети рассматривают возможность использования беспилотных дронов для доставок товаров, в частности, Amazon. Огибая небоскребы, игнорируя дорожные пробки, не требуя человеческого вмешательства, такой дрон пчелой прожужжит через весь город и опустит заказ прямо вам в ладони.
За примерами далеко ходить не приходится. Активная жизнь горожан приводит к появлению все больше числа различных доставок, пиццы, суши, алкоголя, товаров, целых меню с едой и прочего. Совместите две вышеперечисленных системы — и необходимости в доставке товаров любой сложности из другой страны, можно сказать, не останется. Почта по своей сути даже не сливается — трансформируется в сферу услуг по отправке и получению товаров, продуктов, бандеролей, денежных переводов. Впрочем, развитие транспортных сетей, новых способов передвижения (Hyperloop, сверхзвуковые почтовые самолеты), модернизация почтовой техники, а также развитие альтернативных служб доставки и почты должны существенно ускорить темпы круговорота посылок в природе.
Разумеется, это работа не одного года. Пройдут, наверное, десятки лет, прежде чем местные фабрики распечатки и флотилии дронов доставки станут реальностью. Но если будущее почты будет таким, его однозначно стоит ждать.
В предыдущих статьях мы упоминали, что по состоянию на 2011 год у «Почты России» было всего 2 автоматизированных сортировочных центра (для сравнения, у США — 250). Вы представляете, во сколько раз ускорится работа нашей национальной почты, если она обзаведется автоматизированными центрами сортировки? Да и в целом, автоматизация даже части самых медлительных элементов вполне может ускорить темпы почтового оборота в разы, если не в десятки и сотни раз. Безусловно, с течением времени все это обязательно придет, но загадывать не будем.
Впрочем, на этом сайте мы (и вы, дорогие читатели) привыкли видеть отголоски далекого будущего, наполненного фантастическими и футуристическими элементами. Отдельные технологии могут изменить почту до неузнаваемости. Но об этом в следующей статье.
—
Специальный проект «История почты» подготовлен при поддержке компании